ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИCтруктурное подразделение детский сад «Колобок» с. Пискалы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Пискалы муниципального района Ставропольский Самарской области |
|
Главная : / Наша жизнь / Методическая копилка / Работа с родителями / |
Сенсомоторное развитие ребенка.
Подготовила
старший воспитатель О. Н. Нуфер
Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры?
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Двигательная активность развивается в определенной последовательности: противостояние силам гравитации (ребенок поднимает голову, переворачивается на бок, на живот), ползание, лазание, ходьба, бег. Например, необходимый этап двигательного развития — ползание. В процессе освоения ползания формируются:
· зрительно-моторная координация, определяющая впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо;
· межполушарное взаимодействие — координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мышления и речи ребенка;
· ориентация в пространстве; чувство равновесия.
Формирование и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне восприятия, эмоций, процессов саморегуляции (если не чувствуешь рук и ног, то как ими можно управлять?). Первичные движения ребенка — хватание, сосание, ползание, лазание — базируются на рефлексах. А началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная (ребенок увидел), тактильная (пощупал), звуковая (услышал).
Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.
Ведущая деятельность детей 1—3 лет — предметно-игровая. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.
Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, опережает физиологические возможности ребенка, происходит энергетическое обкрадывание. Это плохо сказывается на процессах, развивающихся в данный момент времени. Ярким примером неадекватного распределения церебральной (мозговой) энергии является раннее (в 2—3 года) обучение ребенка буквам и цифрам. Реакция (иногда отсроченная по времени) может сказаться в эмоциональных нарушениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, в аллергических явлениях, элементах логоневроза, тиках, навязчивых движениях.
Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. Они с запаздыванием начинают захват игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычного срока.
Сенсорные игры
Игры с водой.
1. Выливаем, наливаем, сравниваем:
· сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;
· наполнить бутылку до половины — она будет плавать;
· налить бутылку до верха — она будет тонуть;
· «фонтан» из бутылки.
2. Кидаем в воду все подряд(металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки):
· тонет — не тонет;
· вылавливаем игрушки;
· «дождь» из губки.
3. Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная — не прозрачная.
4. Лед. Знакомим ребенка с разной температурой: холодно—тепло — горячо.
Растворяется — не растворяется, тает — не тает.
5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.
Игры с тестом.
Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).
Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешки). На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони. Большим пальцем надавливают в середине лепешки.
Лепешку украшают горохом, фасолью. Ребенку дают комочек теста
оранжевого цвета «Лепим колобок»- раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают: «Колобок, колобок, румяный бок». Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.
Моторные игры.
1. Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).
2. Делайте упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 2—3 мин (в зависимости от возраста). Одно упражнение повторяется 4—6 раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно); после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями).
3. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.
4. Занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, мелкими игрушками, счетными палочками. Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.
5. Организуйте игры с водой, тестом.
6. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
7. Мытье посуды и уборка стола после еды — прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.
8. Развитие умственных способностей ребенка раннего возраста
Понятия
· Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра.
· Читайте книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия
и действия («Волк и семеро козлят», «Три поросенка»). · Давайте детям задания нарисовать предметы с противоположны
ми значениями. Например, тонкую и толстую линию, цветной и черно-белый рисунок. · Обсуждайте с детьми времена года, очередность месяцев, дней в неделе.
· Поговорите об организме человека. Как мы вдыхаем и выдыхаем воздух? Как бьется наше сердце?
♦ Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение понятий. Например:
Плечи, коленки,
Носки, голова,
Носики, ушки,
Рот и глаза.
Привлекательность новизны
· Меняйте детские игрушки, делайте перестановку в комнате и привлекайте к процессу детей. Убедитесь, что дети готовы к этому.
· Слишком частые изменения могут вселять неуверенность.
· Прячьте на время часть игрушек (на пару месяцев), а потом возвращайте.
· Вырезайте с детьми силуэты из бумаги.
· Попробуйте говорить простые слова наоборот.
Перекрестные движения
Левое полушарие контролирует правую сторону тела, а правое контролирует левую. Мы нуждаемся в равноценной работе обоих полушарий, необходимо формирование межполушарного взаимодействия.
Начинайте каждый день с зарядки, в которую включены упражнения на перекрестные движения рук и ног. Например, наклонитесь и достаньте левой
рукой правый носок ноги и наоборот. Играйте в «Ладушки».
· Разучите несколько упражнений на координацию движений.
Например, хлопните правой ладонью о левое колено, затем хлопните в ладоши и поменяйте руку и ногу. · Двигайтесь под музыку, пользуясь лентами и шарфами.
Пусть дети размахивают ими. · Расположите предметы на столе так, чтобы детям надо было тянуться за ними.
· Поиграйте в игры, где надо ползать по полу, выполняя при этом перекрестные движения.
· Сажайте детей к себе на колени и читайте вместе книги.
· Пусть дети переворачивают страницы.
Возможность выбора
· Предлагайте так, чтобы оставить детям возможность выбора (при выборе красок, меню, места для картины и тому подобное).
Например, «ты хочешь просто молоко или шоколадное молоко?» · Ограничьте выбор тремя вариантами. Дети теряются при слишком большом выборе.
· Привлекайте детей к решению семейных проблем, давая им право голоса.
|
|
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад «Колобок» с. Пискалы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Пискалы муниципального района Ставропольский Самарской области |